воскресенье, 8 июня 2008 г.

Мои статьи

"Сравнительный анализ влияния депривации на подростков детского дома, и детей, проживающих в семьях"

Вашакидзе Е.В., Россия, Мурманск


В трудах многих авторов отмечается, что дети – воспитанники детских домов, интернатных учреждений, имеют иные характерологические особенности. Так и есть, в специфических условиях воспитания и развития личности, в детском учреждении интернатного типа, формируется особая внутренняя позиция. Она выражается в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной конкретной жизнедеятельностью, эмоциональной уплощенности, снижением отношений к себе, несформированностью избирательности в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивностью, неосознанностью и несамостоятельностью поведения, ситуативностью мышления и поведения.
Дефекты в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии, отсутствие адекватных форм общения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники детских учреждений интернатного типа оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно адаптироваться. Условия воспитания ребенка накладывают отпечаток на всю его жизнь и служат отправной точкой формирования личности.
По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста. В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношения с окружающими людьми. Они (отношения) связаны с устойчивыми и определёнными свойствами личности этих детей. Так, к 10–11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое.
Многочисленность детей и постоянное пребывание в своем кругу создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливает агрессию подростка. В учреждениях интернатного типа встречаются онанизм, гомосексуализм и другие сексуальные отклонения, это вызвано нарушениями процессов половой идентификации, отсутствием зримо наблюдаемых образцов поведения между мужчиной и женщиной.
Кроме того, у детей растущих в детских учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих подростку приспособиться к жизни в особых условиях и тем самым как бы заменяющих ему личность. Несоответствие этих механизмов социальным нормам, предъявляемым реальным обществом, и приводит к отклонениям в поведении детей. Психические особенности, специфика интеллектуальной, эмоциональной, личностной сферы воспитанников детских домов имеет самое важное и существенное их отличие от детей, живущих в семье. Последнее заключается в том, что дети-сироты, являясь в основном «социальными», т.е. сиротами при живых родителях, не имеют положительного опыта общения в семье, их «домашний» опыт является скорее отрицательным.
Общение с взрослыми у детей подверженных эмоциональной депривации имеет свою специфику. Часто воспитатели, педагоги, а иногда и родители, используют для управления поведением ребенка силу зависимости его от их настроения, внимания, авторитета. При этом, однако, не учитывают отрицательные последствия такой эмоциональной зависимости, к которым относится эффект сужения мотивации, ее жесткую привязанность к определенной ситуации (в данном случае мотивации, порождаемой требованиями взрослых).
У воспитанников детских домов представления о себе, формирование образа «Я» не просто отстает, но имеет качественно специфическую форму, в частности, складывается устойчивая заниженная самооценка. Серьезным следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе, что становится устойчивой характеристикой личности. Преобладающими оказываются реакции защитного типа, не дающие овладеть ситуацией и найти конструктивное решение. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения «воспитывает» определенный тип личности.
Социальная среда воздействует на функционирующую в ней систему отношений и поведения личности, которая избирательно воспринимает и перерабатывает эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а система отношений, в свою очередь, активно воздействует на среду сознательно или бессознательно, преднамеренно или непреднамеренно. Это процесс взаимной детерминации и взаимной рецептивности.
Для подростка важно, чтобы тепло и забота о нем сосредотачивались в одном человеке. Это не обязательно должна быть биологическая мать ребенка, но нужно, чтобы оказавшийся на ее месте взрослый был неизменно любящим, эмоционально теплым. Сама по себе физическая сепарация ребенка от родителей и от дома, само по себе длительное пребывание в детском учреждении не должны обязательно приводить к нарушениям его психического развития – все зависит от качества человеческих качеств, имеющихся в распоряжении ребенка.
Подростка, воспитывающего в детском доме, характеризует особая внут­ренняя позиция, выражающая в слабой ориентированности на будущее, связан­ностью лишь с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтностью системы требований, предъявляемой к образцам мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на собствен­ную самооценку (как это отмечается у подростков из семьи); размытость и неяс­ность образа «Я». Этот образ развивается у подростков из детского дома медлен­нее и иначе, чем у их сверстников из семьи.
В оценке себя дети из семьи ориентированы больше на нравственные ка­чества, тогда как дети из детского дома ценят себя в основном за успехи-неуспехи в учебной деятельности и поведения. Можно предположить, что это связано с сильной потребностью детей детского дома в признании со стороны взрослого, а быстрее всего этого можно добиться во «внешне заметной» деятельности - учебе, поведении, в то время как способность помогать кому-то, сопереживать, умение понять другого не всегда могут быть адекватно оценены взрослыми в детском до­ме. В семье же родители чаще ориентируют детей именно на проявление нрав­ственных качеств.
Подростки детского дома характеризуются упрощенным, некритичным от­ношением к себе, их отличает меньшее приятие себя и неуверенность в себе. У многих воспитанников отмечается психологическая усталость. Это, по-видимому, связано с постоянной регламентацией их жизни, с тем, что они практически никогда не остаются одни, редко могут делать само­стоятельный выбор или принимать значимые решения. Эта твердая регламентация поведения значительно ослабляет у воспитанников необходимость в самостоя­тельной организации своей жизни, работы, распределении времени (и не развивает этих навыков), что приводит к недостаточному развитию эмоционально-волевых качеств и затрудняет их социальную адаптацию после выпуска из детского дома.
Идея изучения влияния депривации на личность подростков интернатного учреждения, и детей, проживающих в семьях, была реализована мной впервые в 2006 году. Тогда, основной целью практического исследования было сравнение особенностей личности подростков, проживающих в разных социальных условиях. Гипотезой исследования выступило предположение, о том, что у воспитанников детского дома развиваются и формируются некоторые, принципиально иные личностные механизмы, позволяющих ребенку приспособиться к жизни.
Определив для сравнения две группы детей, одна из них - проживающие в детском доме, но обе обучающиеся в одной школе (чтобы исключить влияние школы, как средового фактора), была подобрана батарея диагностических тестов: тест личностных акцентуаций В.П. Дворщенко (модифицированный вариант методики ПДО), 16-факторый опросник Р. Кеттелла, и проективный тест «Дерево». Всего экспериментом было охвачено 44 подростка.
В результате исследования подростков тестом личностных акцентуаций были получены следующие результаты: у подростков, воспитывающихся в детском доме, наиболее часто встречаемыми акцентуациями характера оказались сензитивный (66,7%) и психастенический типы (66,7%); а у подростков воспитывающихся в семье гипертимный (75%), истероидный (99,9 %) и лабильный типы (91,7%). Полученные данные в результате исследования личностных особенностей подростков тестом Р. Кеттелла, свидетельствуют о том, что у 50% подростков воспитывающихся в детском доме преобладает низкая дисциплинированность, неумение контролировать свои эмоции и поведение (низкие оценки по фактору Q3). 41,7% охваченных исследованием воспитанников детского дома обладают эмоциональной неустойчивостью, неустойчивы в интересах. Отмечается низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость (низкие оценки по фактору С). У 41,7% подростков проживающих в детском доме преобладает беспокойство, озабоченность, подверженность настроению, переживание чувства страха и неуверенности в себе, чувства вины и недовольства собой, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих (высокие оценки по фактору О).
Подростки, воспитывающиеся в семье, согласно данным, полученным в результате интерпретации теста Кеттелла Р., характеризуются общительностью, открытостью, непринужденностью, готовностью к сотрудничеству, хорошей приспособляемостью, готовностью к совместной работе, активностью в устранении конфликтов в группе. В целом 33,3% охваченных исследованием подростков ориентированны на установление непосредственных, межличностных контактов (высокие оценки по фактору А). 25% подростков имеют низкие баллы по шкале Е, что свидетельствует о проявлении благоразумия, рассудительности в выборе партнера по общению. Эти учащиеся склонны к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичны в восприятии действительности, сдержанны в проявлении эмоций.
Подводя итоги исследования 2006 года, четко прослеживаются различия между подростками детского дома и детьми, проживающими в семьях.
Воспитанников детского дома можно охарактеризовать как подростков имеющих большую впечатлительность, имеющих резко выраженное чувство собственной неполноценности, обладающих неадекватной самооценкой. Они нерешительны и склонны к рассуждениям, имеют тревожную мнительность и любовь к самоанализу. Имеют не всегда правильную тенденцию находить у себя самые разные черты, характера включая противоположные.
Подростки, воспитывающиеся в семье, любят быть в центре внимания. Чтобы приукрасить себя легко идут на лживость и фантазирование. Легко «вживаются» в роль и ведут себя соответственно ей. Обладают крайней изменчивостью настроения. Самооценка далека от объективности, представляют себя такими, какими легче всего произвести впечатление, знают что они «люди настроения» и что от настроения у них зависит все. Склонны переоценивать свои возможности.
Таким образом, в результате эмпирического исследования 2006 года нами было выявлено, что в типах акцентуаций характера подростков детского дома и детей, проживающих в семье, имеются различия. Подросткам первой группы присущи сензитивный и психастенический типы, а второй группы гипертимный, истероидный и лабильный типы акцентуаций.
Исследование 2007 года проводилось на другой выборке детей, (многие подростки закончили школу, поступили в училище), но в целом его результаты подтверждают следствие влияния депривации. Некоторые типы акцентуаций личности, присущие в прошлом году только детям, проживающим в семье, становятся устойчивым характерологическим новообразованием и детей детского дома: к сензитивному и психастеническому типу, добавились гипертимный и истероидный типы акцентуаций личности.
Исследование тестом Р. Кеттелла значимых различий между данными группами детей не выявило. Проективное исследование показало некоторые внутриличностные проблемы детей проживающих в семье. Встречались: тревожность, агрессивность, неустойчивая самооценка.
По всей видимости, значимым оказывается факт социальной поддержки детей-сирот близкими родственниками (бабушки, дедушки, тети, дяди и др.), которая в 2007г. все больше получает свое развитие. Комплексная работа педагогов и специалистов детского дома позволяет снизить негативное влияние депривации на подрастающую личность. Прежде всего, используется индивидуальный подход к каждому ребенку, что прослеживается даже в выборе одежды (у каждого ребенка формируется свой, индивидуальный стиль).
Системная работа психологов, направленная, прежде всего на реабилитацию детей-сирот, приводит к тому, что, не смотря на наличие у них некоторых особенностей личности, и как следствие некоторых нарушений поведения, провести «разделительную черту» между детьми, растущими в стенах детского дома, и семейных условиях становится все труднее.
На протяжении 2007 / 2008 учебного года состав детей, проживающих в детском доме, был качественно изменен. Реализация поручения президента России В.В. Путина, создать такой механизм, который позволило сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях, привело к формированию нового семейного пространства – замещающей семьи. Невозможно недооценить значимость замещающей семьи для ребенка-сироты.
Более 30 % воспитанников детского дома № 4 г. Мурманска находят родителей в замещающих семьях, семьях опекунов. Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. В таких случаях, последствия депривации могут быть обратимы. Тем не менее, у ребенка остается повышенная чувствительность к угрозам будущих разлук, что не позволяет считать реабилитацию полной. Замещающие семьи, и их воспитанники требуют обязательного пролонгированного психологического сопровождения.
Кандидаты в замещающие родители в основном имеют различную мотивацию. Но преимущественно, в своем выборе детей, делают акцент на воспитанниках детского дома, чье поведение не отягощено девиациями.
По причине тяжелых нарушений поведения приемных детей, некоторые опекуны отказываются от прав воспитания. Такие дети чаще всего возвращаются в детский дом, либо попадают туда впервые. Несмотря на то, что эти дети многие годы жили в семье, депривация оказала свое влияние на ранних этапах онтогенеза и негативным образом проявилась в подростковом возрасте.
Различный ранний социальный опыт воспитанников детского дома, оказывает значительное влияние на формирование их личности.
Весной 2008 года в исследовании особенностей личности, принимали подростки детского дома № 4 г. Мурманска, в количестве 36 человек, и 34 подростка проживающие в семье.
В результате психологической диагностики детей воспитывающихся в семьях, было выявлено, что им присущие те, или иные типы акцентуаций личности, и нельзя выделить несколько, как наиболее часто встречающихся. Особую отличительную окраску личности приобрели воспитанники детского дома.
Значительно увеличилось количество подростков-сирот, имеющих амальгамные типы акцентуаций (56,0 %). Все чаще встречаются психастенический (92,4 %), шизоидный (81,2 %), неустойчивый (72,8 %), эпилептоидный (39,2 %), реже астено-невротический (30,8 %), и сенситивный (28,0 %) тип акцентуаций личности. 43 % подростков детского дома (преимущественно юноши), участвовавших в исследовании имеют склонность к делинквентности.
О формировании у детей, воспитывающихся вне дома, амальгамных типов акцентуаций личности, можно сказать, что они (акцентуации) формируются в течение жизни, как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. Под действием асоциальной среды развивается неустойчивый тип акцентуации.
Согласно данным 2007/08 учебного года, есть основания полагать, что иные личностные формирования характеризуют не только воспитанников детских домов, но и многих детей, растущих в семьях, которые вместе с тем, страдают от материнской депривации.
Занимаясь изучением особенностей личности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, на протяжении трех лет, гипотеза о развитии и формировании у детей-сирот некоторых, принципиально иных личностных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни, находит свое подтверждение. Это происходит вследствие нарушения ранних эмоциональных связей с матерью, или другими близкими взрослыми, и потому, что жизнь в детском учреждении зачастую не требует личности в той ее функции, которую она выполняет или, должна выполнять в нормальной человеческой жизни.

//Материалы II науч.-практ. конференции Телефонов Доверия. Национальньный фонд защиты детей от жестокого обращения., Череповец, 21-23.05.2008г.

Комментариев нет: