В настоящее время работа психолога в детском доме требует инновационного подхода к решению многих проблем, особой помощи детям, которые в этом доме живут. Возможно, предложенная мной ниже информация для кого-то окажется полезной, а если возникнут вопросы, то я открыта для сотрудничества и комментариев.
Итак, с чего же начать?! За что браться?!
Чаще всего начинать работу приходится с «0». А это значит, что предстоит оформление целого арсенала документов, проведение диагностических процедур, их обработка и составление рекомендаций, подбор и разработка коррекционно-реабилитационных мероприятий.
Было бы логично начинать работу с оформления документации на детей. Самой удобной ее формой, на мой взгляд, является «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ». Титульный лист паспорта (если удобно – карты), заполняется традиционно:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ
ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА №
Иванова Ивана Ивановича
г.р. 01.01.01 пост. 12.01.05
Далее следуют странички «ПП». Их заполнению поможет параллельная психодиагностика. Странички имеют разную направленность:
1-2. Общие сведения: кто проводит обследование, условия поступления в д/д, сведения об учреждении образования, класс, группа где проживает или будет проживать воспитанник. Его социальный статус, сведения о родителях, родственниках (даже если они не поддерживают отношения с ребенком). Далее – условия раннего развития, наблюдения специалистов, жалобы, образовательный маршрут (в т.ч. перемены обр. маршрута, повторение класса), психологические данные (по результатам диагностики), заключение и рекомендации психолога.
3. Табличка для фиксации данных психологической диагностики:
Дата
Исследуемый параметр
Методы
Результаты исследования
11.01.08
Особенности личности
Личностный тест В.П. Дворщенко
Гипертимный,
Демонстративный типы акцентуаций
12.01.08
Нарушения эмоциональной сферы
8-цветный тест Люшера
25 34 16 78
23 54 16 78
(К этой страничке удобно обращаться для уточнения диагностических данных, утере их интерпретации или проведения экспертиз).
4. Лист коррекционных занятий. Включает в себя краткие данные о воспитаннике, краткий план по коррекционной работе, причину и обоснование выбора направления коррекции, учет посещаемости занятий по четвертям (или месяцам, как удобно), динамика по этапам коррекции, результативность на конец года.
5. Лист коррекционных занятий. Кроме кратких данных о ребенке, указывается дата, и краткое содержание каждого занятия.
6. Табличка: УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКОМ
Выглядит примерно так:
Дата
Вид деятельности
13.01.08
Направила на консультацию к врачу-наркологу
Необходима только для воспитанников группы-риска, с выраженными девиациями, делинвентностью. Отражает в себе ту работу, которую мы делаем, но в стандартной документации не фиксируем.
Кроме этого паспорта, мы заполняем традиционные для всех психологов образования
10 форм отчетности:
· Форма №1. Перспективный план работы педагога-психолога.
Его цели и задачи должны быть отражены в направлениях:
- просвещения;
- профилактики;
- диагностики;
- реабилитации (!);
- коррекционно-развивающей или формирующей работе;
- консультации;
При составлении плана необходимо учитывать необходимость работы не только с детьми, но и с воспитателями.
· Форма № 2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ(по результатам проведенного психодиагностического исследования, структура и основы содержания). Иначе называют: справка-отчет по результатам экспертной работы.
· Форма № 3.
Журнал консультаций психолога.
Лучше в отдельной тетради:
Дата
Время, в т.ч. затраченное на консультацию
Ф.И.О.
Статус
Причина, повод обращения
Результат
консультации
13.02.08
14.00 (45 мин)
Иванов Иван Иванович
Воспитатель
(может быть замещающий родитель, опекун, родственник, воспитанник, администрация)
Частые конфликты в группе детей
Выделение наиболее часто встречающихся конфликтов, поиск их предупреждения и решения.
· Форма № 4. Журнал учета групповых форм работы.
· Форма № 5 и 5 В. Карта медико-социальной помощи ребенку. У меня это файл на каждого ребенка, в котором протокол и результаты консилиума.
· Форма № 6. Программа работы педагога-психолога с группой:
1. Составлена психологом Ф. И. О.
2. Описание класса (группы):
- психологическая характеристика детей;
- общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).
3. Цели программы
(прописаны конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).
4. Этапы реализации программы по месяцам.
5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.
Дата составления: Подпись психолога:
· Форма № 6 А. Результаты работы по программе.
· Форма № 7. Лист коррекционных занятий (у нас представлен в карте).
· Форма № 8. Программа коррекционно - развивающих занятий:
I. Пояснительная записка:
1. Актуальность, цель программы в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования)
2. Задачи в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий
3. Адресат с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.)
4. Содержание в виде, раскрывающем содержание разделов
Тематический план занятий.
· Форма № 9. Требования к авторским программам: (не обязательна)
Критерии оценки авторских программ:
1. Научно-практическая новизна.
2. Научная обоснованность.
3. Актуальность и перспективность.
4. Практическая направленность.
5. Наличие межпредметных и внутри предметных связей.
6. Представленность результатов апробации.
Перечень представляемых документов:
I. Программа:
1.Пояснительная записка, предусматриающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.
2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
3.Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
4.Список литературы, которую могут использовать обучающиеся, обучаемые, и которую использовал автор.
II. Примерный тематический план.
Направления защиты программы:
1. Обоснование выбора курса.
2. Цели и задачи курса.
3. Содержание курса.
4. Ожидаемые результаты.
5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами).
· Форма № 10. Аналитический отчет за год.
- включает в себя соответствие проделанной работы заявленным в плане целям и задачам.
Вот такие милые формочки. И не нужно их бояться, на практике все гораздо проще.
Продолжение следует…
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий